Социально экономические проекты - imcmontan

Перейти к контенту

Главное меню:

Социально экономические проекты

Опыт работы

Проекты по разработке комплексных инвестиционных планов (КИП) модернизации монопрофильных городов



2011                     Комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов (КИПММ) Михайловка, Котово, Шарыпово, Суоярви.
По заказу муниципальных органов власти и в соответствии с методологией Минрегиона России разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов (КИПММ) для Михайловки, Фролово (Волгоградская обл.), Шарыпово (Красноярский край), Суоярви (Карелия), Сердобск (Пензенская область) на 2011-2020 гг. Планы были одобрены на муниципальном и на федеральном уровне и представлены на конкурс моногородов, претендующих на федеральное финансирование в 2011 г. для решения проблем развития инженерной и социальной инфраструктуры, диверсификации экономики городов и создания новых рабочих мест.

2011                     Финансовая модель города Пензы
По заказу муниципалитета г. Пензы разработана модель финансовых потоков экономических субъектов города и рассчитаны величины сальдо и капитала города (за последние три года с прогнозом до 2015 г.). Стандартная методология Минрегиона России, применяемая при разработке КИПММ для моногородов, в данном случае была адаптирована для города Пензы, не являющегося монопрофильным. Результаты работы доложены на заседании Правления Союза российских городов (СРГ) и будут разосланы для ознакомления руководителям муниципальных образований, входящих в СРГ.

2010                     Разработка КИП г. Михайловки Волгоградской обл.
Заказчик            Администрация города

Отрасль:             Строительные материалы
Результат:         Разработан КИП в соответствии с требованиями Минрегиона России. Проведена диагностика моногорода, рассчитаны и проанализированы финансовые потоки субъектов экономической деятельности города и их взаимодействие с внешними субъектами. Выявлены критические риски и рассмотрены сценарии развития ситуации в среднесрочной перспективе в случае непринятия срочных мер по нейтрализации рисков. Предложен комплекс мер, направленных на стабилизацию финансовой ситуации, диверсификацию экономики городов и на создание новых рабочих мест. Определены «якорные» инвестиционные проекты в области модернизации социальной инфраструктуры. Определены объемы, источники и сроки финансирования инвестиционных проектов. КИП был одобрен рабочей группой при Правительстве Волгоградской области 03.12 2010 г. и Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах РФ 21.12 2010 г.

2010                     Разработка КИП г. Аши Челябинской обл.
Заказчик            Программа развития ООН (ПРООН
)
Отрасль:             Черная металлургия
Результат:         Разработан КИП в соответствии с требованиями Минрегиона России. Проведена диагностика моногорода, рассчитаны и проанализированы финансовые потоки субъектов экономической деятельности города и их взаимодействие с внешними субъектами. Выявлены критические риски и рассмотрены сценарии развития ситуации в среднесрочной перспективе в случае непринятия срочных мер по нейтрализации рисков. Предложен комплекс мер, направленных на стабилизацию финансовой ситуации, диверсификацию экономики городов и на создание альтернативных рабочих мест. Определены «якорные» инвестиционные проекты в области развития кластера реабилитации. Определены объемы, источники и сроки финансирования инвестиционных проектов. КИП был одобрен рабочей группой Правительства Челябинской области 30.09 2010 г. и Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах РФ 08.10 2010 г.

2010                     Разработка КИП г. Сердобска Пензенской обл.
Заказчик            Администрация города

Отрасль:             Машиностроение
Результат:         Разработан КИП в соответствии с требованиями Минрегиона России. Определены основные направления диверсификации экономики города: развитие производственного кластера жизнеобеспечения города, развитие кластера агропромышленного и пищевого производства, развитие программы поддержки инновационного малого бизнеса, создание рекреационно-туристического кластера. КИП одобрен Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах РФ 08.10 2010 г.

2010                     Разработка КИП г. Фролово Волгоградской обл.
Заказчик            Администрация города

Отрасль:             Черная металлургия
Результат:         Разработан КИП в соответствии с требованиями Минрегиона России. Рассмотрены возможные сценарии развития экономики города и определены меры по диверсификации экономики, уходу от монозависимости и повышению качества жизни населения. Основными направлениями должны стать развитие кластера жизнеобеспечение города (ЖКХ и инженерная инфраструктура), создание кластера сельскохозяйственного производства и развитие программы поддержки инновационного малого бизнеса. Кип одобрен Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах РФ 08.10 2010 г.

2010                     Разработка КИП г. Ленинска-Кузнецкого и г. Прокопьевска Кемеровской обл.
Заказчик            Администрации городов

Отрасль:             Добыча угля
Результат:         Разработаны КИПы в соответствии с требованиями Минергиона России. На основе данных за 2006-2009 гг. проведена диагностика финансового состояния городов, рассчитаны и проанализированы финансовые потоки основных субъектов экономической деятельности городов и их взаимодействие с внешними субъектами. Рассчитаны и проанализированы величины сальдо и капитала города и их динамика. Выявлены критические риски, обусловленные монопрофильным характером экономики и хроническим недофинансированием городского хозяйства. Проанализированы существующие социально-экономические, производственные и технологические обстоятельства и негативные тенденции, приводящие к возникновению различных рисков. Рассмотрены сценарии развития ситуации в среднесрочной перспективе в случае непринятия срочных мер по нейтрализации рисков. Предложен комплекс мер, направленных на стабилизацию финансовой ситуации, диверсификацию экономики городов и на создание альтернативных рабочих мест с учетом перспективы постепенного закрытия угольных шахт и сокращения объемов добычи. Определены объемы, источники и сроки финансирования этих мер. КИПы обоих городов одобрены рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 21.01 2010 г.

2006-2010          Проекты по развитию градообразующих предприятий в моногородах России
Заказчик            ОАО «Холдинговая компания «Металлоинвест»»
Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Железногорск Курской обл.
Предприятие:  ОАО «Михайловский ГОК»
Результат:         В рамках проектов 2006, 2007 и 2008 и 2010 гг. по оценке запасов минерального сырья горнодобывающих компаний проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности крупного производителя железорудного сырья – ОАО «Михайловский ГОК» (градообразующее предприятие г. Железногорск). При выполнении данной работы среди других аспектов деятельности комбината были проанализированы общая ситуация с занятостью в городе и кадровые проблемы предприятия, а также перспективы снижения производственных затрат, в том числе за счет сокращения и/или стабилизации численности персонала. Данные аспекты анализировались в сочетании с общей социально-экономической ситуацией в городе и с уровнем занятости населения, которые учитывались при формировании выводов и рекомендаций для руководства комбината.

2007-2008-2010
Заказчик            ОАО «Холдинговая компания «Металлоинвест»
Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Губкин Белгородской обл.
Предприятие:  ОАО «Лебединский ГОК»
Результат: В рамках проектов 2007, и 2008 и 2010 гг. по оценке запасов минерального сырья горнодобывающих компаний проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности крупного производителя железорудного сырья – ОАО «Лебединский ГОК» (градообразующее предприятие г. Губкин). При выполнении данной работы среди других аспектов деятельности комбината были проанализированы уровень безработицы и общая ситуация с трудовой занятостью в городе, а также кадровые проблемы ГОКа и перспективы снижения производственных затрат, в том числе за счет сокращения и/или стабилизации численности персонала. Данные аспекты анализировались в сочетании с общей социально-экономической ситуацией в городе, которая принималась во внимание при формировании выводов и рекомендаций для руководства комбината.

2008
Заказчик            Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)

Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Старый Оскол Белгородской обл.
Предприятие:  ОАО «Стойленский ГОК»
Результат:         По заказу ОАО «НЛМК» в 2008 г. выполнена работа по оценке перспектив повышения производительности труда на одном из крупнейших в России горнодобывающих предприятий – Стойленском ГОКе (градообразующее предприятие г. Старый Оскол). Проанализирована социально-экономическая и демографическая ситуация в городе, включая динамику уровня занятости и безработицы. Проведен анализ экономической эффективности работы ГОКа и намечены возможности снижения затрат и повышения производительности труда, в том числе путем сокращения персонала. Проведены оценки социальных последствий такого сокращения в условиях экономического кризиса 2008-2009 гг. и разработаны предложения по смягчению социальных последствий.

2007-2008-2010
Заказчик            Евраз Груп (ранее – ЕвразХолдинг)

Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Качканар Свердловской обл.
Предприятие:  ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий»»
Результат:         В рамках контракта с Евраз Груп 2007, 2009 и 2010 гг. по оценке запасов минерального сырья горнодобывающих компаний проведен подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности крупного производителя железорудного сырья – ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий»» (градообразующее предприятие г. Качканар). Подробно рассмотрена ситуация, сложившаяся в городе в период кризиса 2008-2009 гг., и влияние снижения объемов производства на уровень занятости в городе. Разработана программа развития производства на долгосрочный период, включая кадровые и социальные аспекты и мероприятия, смягчающие социальные последствия, и влияющие на уровень занятости в монопрофильном городе, каковым является г. Качканар.

2007 – 2009        Развитие эффективного местного самоуправления в Казахстане
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Казахстан
Цель проекта: Повышение эффективности органов местного самоуправления в Казахстане
Результат:         Проанализировано текущее законодательство Казахстана по вопросам местного управления и выработаны рекомендации по его совершенствованию, включая разработку проектов законодательных документов. Предложены пути усиления роли местного управления в Казахстане, где имеется традиционно сильное управление из центра и недостаточно развиты институты местного управления. Проведены обучающие семинары для сотрудников Министерства экономики с целью ознакомления с принципами местного управления в странах ЕС.

2005 – 2009        Техническое содействие в проведении модернизации муниципальной администрации, Сирия
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Сирийская Арабская Республика
Цель проекта:  Укрепление роли и потенциала муниципалитетов. Разработка политики и законодательства по передаче полномочий от центрального правительства местным администрациям.
Результат:         Подготовлены проекты закона «О местной администрации» и «О региональном планировании», подготовлен план территориального развития территории для одного из регионов;
Организован доступ к информации и услугам по методу одного окна в Хомсе, Тартусе и Дамаске;
Разработана стратегия регионального развития для Пальмиры;
Учрежден Региональный Центр устойчивого развития во Дворце Аль-Джазири;
Подготовлены планы реконструкции нескольких городских районов;
Разработан комплексный план развития старого города, в Дамаске;
Разработаны планы по утилизации твердых отходов;
Подготовлена транспортная стратегия и стратегия организации дорожного движения и планы для Алеппо, Хомса, Латтакии и Старого города в Дамаске;
Проведены семинары по обучению методам управления, местному экономическому развитию, городскому планированию, утилизации отходов, организации дорожного движения и организации частно-государственных партнерств, проведено несколько учебно-ознакомительных поездок и установлены отношения между городами-побратимами;
Проведен анализ работы Министерства местной администрации и представлены рекомендации по его реструктуризации.

2002 – 2008        Экономическое возрождение и социальная адаптация в Донбассе (Украина)
Заказчик            Министерство Международного Развития Великобритании (DFID)
Страна                 Украина
Цель проекта:  Повышение деловой активности и развитие предпринимательства. Развитие гражданского общества. Формирование новой социальной политики
Результат:
Разработка и внедрение стратегий для улучшения положения бедных слоев населения;
Разработка и продвижение социально-экономических инициатив в пилотных городах;
Институциональное развитие через обучение, наставничество и коучинг основных движущих сил гражданского общества;
Разработка и действие схемы микрокредитования;
Консультирование и помощь областным администрациям и муниципалитетам в социально-экономической сфере;
Разработка и действие программы развития устойчивых молодежных предприятий;
Введение в программу всех школ (1500) целевых регионов обучения ведению предпринимательской деятельности;
Учреждение и обеспечение эффективной работы Агентства продвижения инвестиций;
Проведение программ обучения, организация учебно-ознакомительной поездки в Великобританию и страны Центральной и Восточной Европы;
Создание и руководство системой предоставления грантов;
Дерегулирование экономики с целью повышения деловой активности малых предприятий, развитие партнерства между областными, муниципальными властями и бизнес сообществом региона.

2006 – 2007          Поддержка политики кадровой ротации (Польша)
Заказчик            Европейский социальный фонд
Страна                 Польша
Цель проекта: Поддержка развития кадровой политики для малых и средних предприятий
Результат:         Отбор предприятий, анализ потребностей в обучении и набор персонала для обучения: проведение информационной кампании, организация и проведение встреч с управленческим персоналом выбранных компаний с целью информирования о программе и диагностики состояния предприятий, проведение анализа потребностей в комплектовании персоналом и потребностей в обучении персонала на этих предприятиях. Организация и проведение курсов обучения для 2300 сотрудников выбранных предприятий (40000 человеко-часов обучения).
Популяризация идеи кадровой ротации: разработка информационного и обучающих материалов по программе кадровой ротации для управленческого персонала предприятий и персонала бюро по трудоустройству. Подготовка, организация и проведение конференций в 5 воеводствах с участием 500 представителей предприятий и государственной службы занятости; подготовка, и проведение конференции, популяризирующей результаты проекта для 150 участников.
Организация и внедрение мониторинга кадровой ротации. Проведение оценки проекта «Кадровая ротация» как инструмента рынка труда и формулирование рекомендаций для последующего использования этого инструмента в Польше.

2003 – 2007            Социально-экономическое развитие Львовской области (Украина)
Заказчик            Министерство Международного Развития Великобритании (DFID)
Страна                 Украина
Цель проекта:     Содействие администрации в разработке планов и программ экономического развития области
Результат:         Совместно с Администрацией Львовской области разработаны программы и бюджеты экономического развития области. Проанализирована работа Администрации области и выработаны новые подходы к планированию и бюджетированию социально-экономической политики в соответствии с передовым опытом стран ЕС. Созданы региональные и межрегиональные партнерства с целью стимулирования экономического развития и привлечения инвестиций. Проведены консультации по оценке социально-экономических проектов и их реализации. Проведена программа обучения сотрудников администрации, в том числе учебно-ознакомительные поездки и подготовка преподавателей в ряде районов области.

2005 – 2006            Связь системы профессионально-технического образования с рынком труда (Таджикистан)
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Таджикистан
Цель проекта: Развитие системы профессионально-технического образования
Результат:         Совместно с Министерством труда и социальной защиты Таджикистана разработаны методы, направленные на развитие системы профессионально-технического образования с целью адаптации населения республики к рыночным условиям. Проведена оценка рынка труда и потребностей Республики Таджикистан в трудовых ресурсах и квалифицированных кадрах. Разработан план развития учреждений профессионально-технического образования (ПТУ, техникумы и др.) для подготовки специалистов по наиболее востребованным профессиям.

Техническое содействие Национальному Агентству по Реструктуризации УДКР (Украина, с 1996 г. – в процессе исполнения)
Заказчик            Технологический Фонд Великобритании

Страна                 Украина
Цель проекта:  Институциональное развитие УДКР, созданного для надзора за реструктуризацией угольной отрасли
Результат:         Проводится работа по поддержке Национального Агентства по реструктуризации, направленная на развитие социальной ответственного подхода к процессам реструктуризации, созданию новых рабочих мест и переобучению людей, ранее занятых в угольной отрасли. Проведены и регулярно обновляются обзоры состояния рынка труда и социально—экономической ситуации. Предоставляются специализированные консультационные услуги Национальному Агентству по развитию предпринимательства, поддержке малого бизнеса и разработке методов государственного стимулирования экономического развития в регионах.

Консультирование по вопросам выбора работы и услуги по трудоустройству (Польша, с 2000 г. – в процессе исполнения)
Заказчик            Разные (более 200 частных компаний)
Страна                 Польша
Цель проекта: Трудоустройство персонала, уволенному по сокращению штатов
Результат:         
Анализ рынка труда: изучение рынка труда и услуги по поиску вакансий и профориентация;
Услуги консультирования: консультирование по планированию карьеры и рабочим местам для безработных и людей, которым грозит увольнение;
Профессиональное обучение безработных и людей, которым грозит увольнение;
Подготовка консультантов для компаний, желающих организовать обучение такого типа.

2003 – 2005           Адресная социальная поддержка в Нижегородской области
Заказчик            Министерство Международного Развития Великобритании (DFID)
Страна                 Россия
Цель проекта:  Повышение уровня экономического и социального развития, рост экономической активности населения.
Результат:         Для Правительства Нижегородской области, для администраций муниципальных образований, для некоммерческих и других общественных организаций предоставлены консультационные услуги, направленные на сокращение масштабов бедности, повышение уровня социальной защиты и созданию предпосылок для их социально-экономической активизации в период экономических реформ. Проведено социологическое исследование потребности населения области в адресной социальной поддержке и проведена оценка способности местных некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг. Создана база данных по видам социальных выплат и других услуги по категориям их получателей. Разработана новая модель адресной социальной поддержки нуждающихся семей и проведена её апробация в «пилотных» районах Нижегородской области. На основе данного опыта и полученных результатов в «пилотных» районах модель адресной социальной поддержки была модифицирована и дополнена методическими рекомендациями по её применению. Разработана и внедрена программа обучения и подготовки кадров для реализации данной модели на территории области. Результаты внедрения модели адресной социальной поддержки семей в Нижегородской области были освещены в средствах массовой информации.

2004 – 2005           Повышение квалификации Государственной Службы Занятости с целью внедрения европейской стратегии занятости (Польша)
Заказчик            Министерство труда и социальной политики
Страна                 Польша
Цель проекта:  Совершенствование Государственной Службы Занятости (ГСЗ), повышение квалификации персонала ГСЗ.
Результат:         Изучен и представлен анализ лучшего опыта в области ГСЗ стран-членов ЕС. Разработаны предложения по децентрализации ГСЗ Польши на основе лучших практик. Работа выполнялась в тесном контакте со старшими консультантами по правовым вопросам. Предложен проект системы заключения контрактов между национальными, региональными и местными отделениями ГСЗ. Предоставлены консультационные услуги по профессиональному развитию персонала ГСЗ с использованием дистанционного обучения. Созданы национальные стандарты качества: для 20 выбранных должностей в ГСЗ и для них разработаны программы повышения квалификации. Содействие в переходе на европейскую систему занятости, разработка проекта предложений по внедрению европейской системы занятости на местном уровне польской ГСЗ.

2003 – 2005           Устойчивое развитие прикаспийских территорий (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан)
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан
Цель проекта:  Снижение негативных последствий чрезмерного использования природных ресурсов за счет внедрения альтернативных источников
Результат:         Для руководителей местных администраций и некоммерческих организаций предоставлены консультационные услуги по сокращению негативного воздействия на природную среду путем нахождения альтернативных устойчивых источников средств существования. Проведен анализ традиционных источников и выявлены новые более устойчивые источники средств к существованию на прикаспийских территориях. Положительный опыт такого использования распространен на другие территории данного региона. Налажена координация между странами по вопросам устойчивого развития прикаспийских регионов. Организована система грантов заявителям в области рационального использования природной среды.

2001 – 2004           Поддержка регионов, пострадавших от Чернобыльской аварии
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Житомирская обл. (Украина), Гомельская обл. (Белоруссия), Брянская обл. (Россия)
Цель проекта:  Содействие росту качества жизни за счет улучшения системы здравоохранения, экологических и экономических условий
Результат:         Совместно с Министерствами по Чрезвычайным Ситуациям трех стран - Украины, Белоруссии и России - выполнен комплекс консультационных услуг, направленных на устойчивое улучшение здоровья населения, экологических и экономических условий жизни в районах, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В девяти отобранных населенных пунктах (по три в каждой из трех стран) проведен анализ социально-экономической ситуации и определены приоритеты местного развития. На основе предложений, выдвинутых жителями этих населенных пунктов, было реализовано 35 микропроектов, из которых 29 - с бюджетом около 5000 евро каждый, направленных на улучшение качества жизни населения пострадавших районов. Основным принципом было использование местных ресурсов и активное вовлечение местного населения. Объем финансирования составил 30000 Евро для каждого населенного пункта. Микропроекты, получившие финансирование от Европейской Комиссии, включали сельское хозяйство, малое предпринимательство, образование и здравоохранение. Успешный опыт, накопленный в процессе реализации этих микропроектов, был обобщен, опубликован и распространен для более широкого применения в администрациях, местных профессиональных сообществах, учебных заведениях и среди других целевых аудиторий.

1999 – 2003            Программа восстановления занятости в депрессивных регионах (Румыния)
Заказчик            Европейская Комиссия

Страна                 Румыния
Цель проекта: Консультирование предприятий и граждан в ходе реструктуризации до и после сокращения штатов
Результат:         Совместно с Национальной Службой Занятости разработаны и реализованы подходы, направленные на смягчение социальной напряженности и создание новых рабочих мест в регионах, затронутых процессами сокращения производства и реструктуризации промышленности. Общее число людей, получивших поддержку в рамках данного проекта через программы переобучения, составляет около 5000. Для Национальной Службы Занятости подготовлено около 40 специалистов по переобучению уволенных работников. Создано 5 региональных кадровых центров по профессиональному обучению в разных регионах Румынии.

2001 – 2003            Рекомендации по выработке политики содействия региональному развитию (Грузия)
Заказчик            Европейская Комиссия
Страна                 Грузия
Цель проекта: Содействие развитию местного и регионального планирования и его внедрению в Имеретинской области
Результат:         Для Имеретинской области разработана стратегия регионального развития, направленная на развитие сельского хозяйства и других секторов экономики. Для сотрудников местных органов власти проведены курсы повышения квалификации по вопросам планирования регионального развития, поддержки развития малого и среднего бизнеса (главным образом, в сельском хозяйстве) и методов развития частно-государственного партнерства. Проведены консультации по созданию единой системы управленческой информации, необходимой для разработки стратегии области, программ экономического развития и планов развития области. В 11 районных администрациях созданы информационные центры для привлечения инвестиций.

1999 – 2001            Проекты, выполненные в рамках программы «Развитие и преобразование шахтерских городов»
Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Добыча угля
Город:                  Кизел Пермской обл.
Результат:         Проведен комплексный анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в городе после кризиса 1998 г. и закрытия угольных шахт, включая состояние городского бюджета, налоговой базы, уровня безработицы и демографической ситуации. Определены основные возможные направления альтернативного развития экономики города и будущих бюджетных поступлений после закрытия угольных шахт. Совместно с городской администрацией разработан долгосрочный план стратегического развития города, подготовлено создание бизнес-центра, предоставляющего около 30 видов услуг для предпринимателей, а также центра социальной адаптации населения. Создан муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и налажен эффективный механизм микрокредитования. Подготовлено создание ассоциации предпринимателей для защиты прав и интересов представителей малого и среднего бизнеса. Проведено обучение муниципальных служащих актуальным вопросам современного муниципального управления в России, налажен плодотворный обмен опытом и достижениями с администрациями других шахтерских городов.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Добыча угля
Город:                  Киселевск Кемеровской обл.
Результат:         Выполнен анализ социально-экономической ситуации и муниципального бюджета г. Киселевска – крупного центра угольной промышленности - после сокращения объемов добычи в 1998 г. Проведены консультации с представителями городской и районной администрации, а также с руководством промышленных предприятий, по преодолению последствий резкого изменения экономических условий. Определены возможности выхода из кризиса путем переориентации ряда промышленных объектов города и создания альтернативных производств. Разработана стратегия развития города в новых социально-экономических условиях. Создан бизнес-инкубатор, а также учрежден муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и налажен механизм кредитования предпринимателей. Подготовлен каталог «Инвестиционная привлекательность г. Киселевска», создана молодежная биржа труда, подготовлены учебные пособия и проведены обучающие семинары для муниципальных служащих, проведены консультации по профессиональной ориентации безработных и для желающих организовать свой бизнес по программе «Малое предпринимательство и ПБЮЛ».

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Добыча угля
Город:                  Винев Тульской обл.
Результат:         После резкого сокращения объемов добычи совместно с районной администрацией разработан стратегический план развития Виневского района Тульской области, который был опубликован и получил широкий позитивный отклик общественности. Стратегический план ориентирован на привлечение российских и международных инвесторов, заинтересованных в организации производства в Центральной Росси, а также на всестороннее социальное и экономическое развитие города и района. Для реализации стратегического плана разработана схема взаимодействия субъектов хозяйствования, администрации и общественности. С целью поддержки местных предпринимателей создан бизнес центр, подготовлено методическое обеспечение для его работы и обеспечено функционирование механизма микрокредитования для предпринимателей. В структуре районной администрации создано подразделение, ответственное за привлечение прямых инвестиций для развития местных предприятий. Проведены курсы обучения безработных по программе развития малого предпринимательства, организован и проведен визит делегации г. Винева в г. Честерфильд (Великобритания) по обмену опытом в области социально-экономического развития бывших шахтерских городов.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Добыча угля
Город:                  Новошахтинск Ростовской обл.
Результат:         После прекращения добычи угля pазработан стратегический план развития г. Новошахтинска при активном участии администрации города. При разработке стратегического плана специалисты администрации города прошли обучение под руководством экспертов проекта по организации и методологии разработки стратегии регионального развития. Стратегический план был одобрен городской думой и принят к исполнению. Выполнен комплексный анализ социально-экономической ситуации в городе и в районе и подготовлена программа снижения социальной напряженности, в рамках которой разработана программа развития малого бизнеса и поддержки предпринимательства. Созданы городской бизнес парк и учебный центр по обучению предпринимателей основам бизнес-планирования и финансового управления. Для администрации города подготовлены информационные материалы для привлечения потенциальных инвесторов. Оказана техническая и методическая поддержка для организации Агентства экономического развития города и района. Проведены обучающие семинары для работников муниципалитета (более 400 человек) по информационным технологиям, искусству общения и текущему российскому законодательству.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Добыча угля
Город:                  Копейск Челябинской обл.
Результат:         Проведен анализ возможностей диверсификации экономики города в условиях закрытия угольных шахт. Совместно с Администрацией города и с привлечением широкой общественности разработан стратегический план развития города, предусматривающий развитие по трем приоритетным направлениям: 1. развитие предпринимательства и малого бизнеса; 2. развитие социальной сферы; 3. развитие инженерной инфраструктуры. В процессе работы над подготовкой стратегического плана использовались результаты опроса местного населения и экспертов, что дало возможность включить активные слои населения в решение местных проблем. При подготовке данного плана около 700 человек прошли обучение теории и методам стратегического планирования. Подготовлено к работе городское Агентство поддержки предпринимательства (бизнес-центр), оказывающее услуги по обучению, консультированию и информационным технологиям. Создан фонд поддержки предпринимателей для поддержки малого бизнеса через программы микрокредитования. Проведен цикл семинаров для служащих администрации города по вопросам муниципального менеджмента. Организована учебно-ознакомительная поездка делегации г. Копейска в Польшу для обмена опытом по реструктуризации угольных предприятий, налажен обмен опытом с другими шахтерскими городами России.

1998 – 2005          Проекты, выполненный в рамках проекта Европейской Комиссии «Механизм Тасис по реструктуризации предприятий» (TERF)
IMC Montan имеет богатый опыт в области проведения программ по реструктуризации российских предприятий в рамках проектов, финансируемых международными донорами. В частности, в 1998 – 2005 гг. были последовательно проведены три стадии проекта Европейской Комиссии «Механизм Tасис по реструктуризации предприятий» (TERF). Первая стадия проекта была проведена в 1998 -1999 гг. и включала в себя предоставление технической помощи 20 российским промышленным предприятиям. В рамках второй стадии проекта, реализованной в 2000-2002 гг., была предоставлена техническая помощь 33 предприятиям. Во время третьей стадии проекта в 2004 – 2005 гг. техническую помощь получило 21 российское предприятие. Таким образом, общее число предприятий, вовлеченных в проект TERF, составило 74.
Целью проведения этих проектов было стимулирование развития российских частных предприятий через распространение передового опыта стран Европейского Союза по реструктуризации предприятий, улучшение управления предприятиями и развитие их потенциала путем проведения программ реорганизации. Методология проведения этих проектов состояла в том, что эксперты, работая в непосредственном контакте с каждым из отобранных для программы предприятием, выявляли «узкие» места в управлении совместно с менеджментом предприятий и проводили программы, направленные на повышение эффективности их работы. Таким образом, проекты проводились с учетом проблем и пожеланий каждого предприятия – участника проектов.
Российским партнером по проведению этих проектов являлся Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП). По итогам реализации данных проектов были опубликованы сборники «деловых ситуаций», которые впоследствии использовались в качестве учебных пособий для российских и европейских учебных заведений.
Среди предприятий, участвовавших в проектах «Механизм Тасис по реструктуризации предприятий», были градообразующие предприятия в монопрофильных городах. Ниже приводится краткое описание шести реализованных проектов на градообразующих предприятиях в монопрофильных городах России.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Череповец Вологодской обл.
Предприятие:  ОАО «Северсталь»
Результат:         Выполнен подробный анализ технологии производства, организационной структуры, кадрового потенциала и стратегических планов развития крупной российской сталелитейной компании. Разработан обновленный стратегический план развития комбината и представлены рекомендации по технологической модернизации существующего производства с целью повышения производительности и улучшения экономических показателей. Выработаны предложения по развитию побочных производств и выпуска дополнительной продукции для более полного использования потенциала предприятия. Подготовлены рекомендации по совершенствованию организационной структуры и повышению эффективности управления предприятием.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Текстильная промышленность
Город:                  Чайковский Пермская обл.
Предприятие:  ЗАО «Чайковский текстиль»
Результат:         Проведен комплексный анализ технологических, маркетинговых и организационных аспектов деятельности крупного российского предприятия текстильной промышленности (градообразующее предприятие), выпускающего синтетические ткани. Выработаны рекомендации по решению ряда технологических проблем текстильного производства для расширения ассортимента выпускаемой продукции совместно с предложениями по совершенствованию структуры управления рядом технологических участков предприятия, в частности, красильно-отделочных и прядильных подразделений. Подготовлен подробный маркетинговый отчет о состоянии и перспективах развития российской текстильной промышленности, а также о мероприятиях, необходимых для улучшения рыночных позиций предприятия. Предоставлены рекомендации руководству предприятия по методам маркетингового прогнозирования, по повышению эффективности работы отдела продаж и по продвижению продукции на новые рынки.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Цветная металлургия
Город:                  Белая Калитва Ростовской обл.
Предприятие:  ОАО «Белокалитвинское металлургическое ПО»
Результат:         Выполнен анализ финансово-хозяйственной деятельности металлургического комбината (градообразующее предприятие), специализирующегося на выпуске алюминиевого проката и металлоконструкций. Особое внимание уделено развитию экспортного потенциала предприятия и анализу перспектив продвижения продукции на экспортные рынки. Проведено маркетинговое исследование и представлен отчет о состоянии и перспективах развития рынка алюминиевого проката. Подготовлены рекомендации для руководства предприятия по разработке маркетинговой стратегии, совершенствованию системы управления экспортным департаментом, повышению квалификации его сотрудников и повышению эффективности маркетинговой службы предприятия.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Аша Челябинской обл.
Предприятие:  ОАО «Ашинский металлургический завод»
Результат:         Проведена диагностика эффективности организационной структуры и системы управления предприятием с точки зрения опыта ведущих экспертов из стран Европейского Союза. Подготовлены рекомендации по усовершенствованию организационной структуры предприятия и механизма принятия управленческих решений. Проанализирована номенклатура и конкурентоспособность производимой продукции с учетом современных тенденций на рынке металлургического проката. Представлены рекомендации по переходу предприятия к постепенной диверсификации традиционной продукции. Намечены конкретные мероприятия для организации выпуска новой альтернативной продукции, а также для подготовки квалифицированных кадров, ориентированных на выпуск этой продукции.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Деревообрабатывающая промышленность
Город:                  Электрогорск Московской обл.
Предприятие:  ЗАО «Электрогорскмебель»
Результат:         Выполнен широкий комплекс работ, направленный на улучшение методов финансового планирования и управления, реализации маркетинговой стратегии и информационной системы управления мебельным комбинатом (градообразующее предприятие). Разработана и внедрена эффективная система контроля выполнения плановых показателей затрат по каждому цеху и бюджетных показателей по предприятию в целом. В результате внедрения современной информационной системы управления предприятием повышена эффективность исполнения бюджетов, укрепилась финансовая дисциплина, а также возросла эффективность работы маркетинговой службы предприятия.

Заказчик            Европейская Комиссия
Отрасль:             Машиностроение
Город:                  Павловск Нижегородской обл.
Предприятие:  ЗАО «Павловский автобус»
Результат:         Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности завода по выпуску автобусов и компонентов для автомобильной промышленности (градообразующее предприятие). Выработан комплекс срочных мероприятий, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости предприятия и сохранения его градообразующей роли. Ключевыми факторами таких мероприятий были диверсификация номенклатуры выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка, изменение маркетинговой политики предприятия и его переориентация на выпуск продукции, востребованной на рынке. Проведено маркетинговое исследование российского рынка и определено место предприятия среди производителей автобусов и отдельных компонентов для других российских производителей. Подготовлены рекомендации по срочному принятию управленческих решений и внедрению соответствующих изменений в оперативную практику. Намечен план мероприятий по выводу предприятия из кризисной ситуации.

1998-2000           Поддержка Калининградской области в контексте ОЭЗ
Заказчик:          Европейская Комиссия
Регион:               Калининградская обл.
Цель проекта: Поддержка социально-экономического развития Калининградской области
Результат:         Совместно с администрацией Калининградской области проведен мониторинг социально-экономического положения и определены приоритеты развития региона в контексте создания Особой Экономической Зоны (ОЭЗ). Составлен стратегический план регионального развития на ближайшие годы. В качестве одного из важных инструментов развития экономики области подготовлено и создано Агентство Регионального Развития Калининградской области. Функциями Агентства являются проведение регулярного мониторинга социально-экономической ситуации в области, проведение мероприятий по улучшению делового и инвестиционного климата, привлечение российских и иностранных инвесторов и торговых партнеров и продвижение инвестиционных программ.

1999-2002             Социальная адаптация в горнодобывающих регионах (Румыния)
Заказчик:          Европейская Комиссия

Страна:               Румыния
Цель проекта: Повышение деловой активности и развитие культуры предпринимательства
Результат:         Совместно с Национальным Агентством Развития Горнодобывающих Регионов разработана стратегия снижения социальных последствий реструктуризации горнодобывающей промышленности. Разработана и внедрена система микрокредитования и поддержки предпринимательства, оказаны услуги предприятиям по созданию автоматизированных рабочих мест. Проведены обучающие семинары для сотрудников Агентства по внедрению программ перепрофилирования горнодобывающих регионов. На базе 14-ти региональных офисов Агентства создана сеть региональных бизнес-центров, оказывающих консультационные услуги по развитию предпринимательства.

2000-2001             Техническое содействие по изучению социальных последствий закрытия Инаглинской АЭС (Литва)
Заказчик:          Европейская Комиссия

Страна:               Литва
Цель проекта:  Снижение социальных последствий закрытия Инаглинской АЭС (градообразующее предприятие)
Результат:         Для администраций трех районов разработаны программы создания новых рабочих мест и предоставлена помощь в учреждении партнерств с целью реагирования на социально-экономические трудности. Проведены обучающие семинары для персонала органов местного управления по вопросам развития партнерских отношений, местных инициатив по трудоустройству; финансирования Европейским социальным фондом и Европейским фондом регионального развития после вступления в ЕС. Проведен анализ социально-экономических последствий планируемого закрытия АЭС (градообразующего предприятия). Предоставлены рекомендации по вопросам построения схемы грантов и организации процедуры рассмотрения заявок на получение грантов. Налажен систематический мониторинг проектов, финансируемых по схеме грантов.

1996-2000              Решение проблем социальных последствий структурной перестройки экономики и приватизации в Казахстане (Казахстан)
Заказчик:          Европейская Комиссия

Страна:               Казахстан
Цель проекта:  Повышение эффективности социальной политики в Казахстане и усиление роли службы занятости
Результат:         Совместно с Министерством труда и занятости Казахстана проанализирована эффективность услуг, предоставляемых Министерством, и разработаны методы, направленные на повышение роли служб занятости и квалификации сотрудников центрального аппарата Министерства и местных служб занятости. Выполнен анализ законодательства, административных барьеров и финансовых ограничений, влияющих на ситуацию в области занятости в сравнении с опытом стран ЕС. Для трех пилотных регионов разработаны стратегии социального развития и проведены обучающие семинары для сотрудников служб занятости. Создан фонд микрокредитования, который способствовал созданию около 100 рабочих мест.

1999-2000              Проекты, выполненные в рамках программы МБРР «Монопрофильные города и градообразующие предприятия»
В рамках данного проекта проведена работа по исследованию 5 монопрофильных городов и их градообразующих предприятий. Для каждого из них рассматривалось 3 сценария развития: 1. Отсутствие изменений; 2. Рост производительности на существующем предприятии при минимальных инвестициях; 3. Реализация крупного инвестиционного проекта. Основной вывод состоит в том, что при проведении реструктуризации определяющим фактором являются не финансовые средства, а знания, методы, управленческие «ноу-хау». Ниже приводятся описания 2-х из 5-ти выполненных проектов.

Заказчик:               Всемирный Банк
Отрасль:             Черная металлургия
Город:                  Аша Челябинской области
Предприятие   ОАО «Ашинский металлургический завод»
Результат:         Проведен социально-экономический анализ городского хозяйства в условиях кризиса совместно с комплексным анализом финансового состояния градообразующего предприятия. Проведена оценка вклада предприятия в городской бюджет и социальных активов, находящихся на балансе металлургического завода. Изучена номенклатура производимой продукции с учетом её конкурентоспособности и рыночных тенденций. Составлен план диверсификации традиционной продукции комбината и начала выпуска альтернативной продукции с одновременным созданием новых рабочих мест. Представлены рекомендации по структурному и экономическому развитию города и организации новых бизнес-единиц. Составлена модель реструктуризации завода и подготовлена программа поддержки развития малого предпринимательства.

Заказчик:               Всемирный Банк
Отрасль:             Машиностроение
Город:                  Шадринск Курганской области
Предприятие:  ОАО «Шадринский автоагрегатный завод»
Результат:         Изучена кризисная ситуации в городе в целом (анализ бюджета, налоговой базы, бюджетных поступлений от предприятий, социальной и демографической ситуации) и на градообразующем предприятии (анализ финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга, сбыта, организационной структуры, социальной сферы). Проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия, его сбытовой политики и организационной структуры. Выявлены основные проблемы комплекса город-предприятие и определены главные риски неблагоприятного изменения факторов в кризисных условиях. Совместно с руководством города и градообразующего предприятия рассмотрены варианты реструктуризации завода с учетом возможных негативных социальных последствий, а также проблемы муниципализации объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятия. Проведена оценка маркетинговых перспектив выпускаемой продукции и рассмотрены возможные варианты диверсификации производства с учетом возможностей предприятия и города. Выработаны рекомендации по повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции, постепенной диверсификации производства и по созданию альтернативных рабочих мест. Совместно с городской администрацией разработан план мероприятий по развитию городской программы поддержки малого предпринимательства и соответствующей инфраструктуры.

1998                       Реструктуризация угольной промышленности
Заказчик:          Всемирный Банк

Страна:               Россия
Цель проекта:  Социально-экономическое и экологическое оздоровление в угледобывающих регионах
Результат:         Совместно с Министерством угольной промышленности Российской Федерации проведен социально-экономический анализ состояния отрасли в период кризиса. Изучено текущее финансовое состояние ряда предприятий и проведен анализ их перспективности и/или убыточности для обоснования возможности формирования конкурентоспособных угольных компаний. Рассмотрены планы обеспечения занятости высвобождаемых работников путем диверсификации производства, развития предпринимательской деятельности, реализации программ местного развития, содействия переселению высвобождаемых работников в другие регионы России. Представлены рекомендации для создания программ социально-экономического, экологического оздоровления и обеспечения социальной стабильности в угледобывающих регионах на основе совершенствования социальной инфраструктуры и усиления природоохранной деятельности в этих регионах. Выработаны предложения по обеспечению координации и согласованию интересов населения, государства, бизнеса. Проанализированы структура финансирования угольной промышленности, выработаны механизмы привлечения инвестиций в отрасль, обоснована необходимость создания фондов развития и ассоциаций предпринимателей.

1998-2000               Ослабление неблагоприятных воздействий социальной адаптации в Донецкой области (Украина)

Заказчик:          Европейская Комиссия
Страна:               Украина
Цель проекта: Повышение деловой активности и развитие культуры предпринимательства
Результат:         Совместно с администрацией Донецкой области проведен мониторинг социально-экономической ситуации в регионе в кризисный период. Разработаны подходы, направленные на смягчение социальной напряженности и шаги, направленные на диверсификацию занятости населения, включая развитие малого и среднего бизнеса. Создан региональный фонд поддержки предпринимательства и внедрена схема микрокредитования. Проведено обучение управлению фондом микрокредитования и разработаны обучающие программы для предпринимателей. Разработана методическая база для создания бизнес-инкубатора.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню